Портфолио, иными словами, подлинное оценивание учебной, творческой, социальной и других видов деятельности учащихся.
Традиционно портфолио представляет собой подборку, или коллекцию, работ, целью которой является демонстрация достижений учащегося.
Портфолио не только является эффективной формой оценивания, но и помогает решать многие важные педагогические задачи, такие как:
- поощрение активности и самостоятельности учащихся;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- создание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации.
Зачастую у родителей, да и у самих учащихся возникают два ключевых вопроса: нужно ли портфолио вообще? А если нужно, то кому и зачем?
Классному руководителю. Ведь именно он обязан отслеживать пути и этапы становления личности воспитанника, делая промежуточные выводы о развитии ребенка, его адаптации к различным ситуациям и условиям, будь то учеба, общение во дворе, занятия в кружке, посещение театра, взаимоотношения в семье и с товарищами.
Родителям учащихся. Ведь каждому возрасту присущи свои проблемы, свои нюансы извечного конфликта отцов и детей. Родители идут к классному руководителю за советом, с просьбой о помощи. И когда он может сослаться на результаты тестов с пояснениями психолога, на записи индивидуальных бесед с учащимися, на всевозможные рейтинговые показатели, на графики уровня личного роста, таблицы взаимоотношений в классном коллективе, анализ участия ученика в делах класса или школы, родитель начинает более серьезно задумываться о причинах возникающего порой непонимания собственного ребенка, о поисках грамотно го выхода из сложившихся ситуаций.
Ученику (и особенно ему!). Хотя, на наш взгляд, не стоит выставлять портфолио целиком на обозрение учащегося, ведь в каждой профессии есть своя «кухня», куда посторонним вход строго воспрещён. Портфолио необходимо, когда возникает потребность предоставления характеристики, например, в военкомат, для перехода в другое учебное заведение, портфолио требуют и при поступлении в ВУЗ.
Немного о структуре портфолио.
Портфолио учащегося может состоять из 4 разделов:
РАЗДЕЛ I «Образовательная деятельность»
РАЗДЕЛ II «Воспитательная деятельность»
РАЗДЕЛ III «Официальные документы»
РАЗДЕЛ IV «Личный рост. Отзывы и рекомендации»
РАЗДЕЛ I «Образовательная деятельность» включает в себя образовательный рейтинг учащихся, состоящий их двух блоков:
1)Учебная деятельность.
2)Внеучебная познавательная деятельность.
Блок «Учебная деятельность» содержит ведомость успеваемости по учебным предметам за год и информацию о прохождении элективных курсов.
Блок «Внеучебная познавательная деятельность» содержит оценку достижений учащегося на олимпиадах и конкурсах разного уровня (школьного, районного, краевого, российского и т.д.), а также разработанных учащимися проектов и творческих работ.
РАЗДЕЛ II «Воспитательная деятельность» включает в себя общественную и творческую активность учащегося из трёх блоков:
- «Классное самоуправление».
- «Школьное соуправление».
- «Творческая активность».
«Классное самоуправление»:
- работа учащегося в органах классного самоуправления в разные годы обучения;
- деятельность по организации классных дел;
- участие в различных мероприятиях класса.
«Школьное самоуправление»:
- деятельность в школьном министерстве;
- участие в школьных, районных сборах актива.
«Творческая активность»:
- работа учащегося в творческих коллективах и спортивных соревнованиях на школьном, районном, краевом, российском уровне.
РАЗДЕЛ III «Официальные документы» включает в себя все имеющиеся у учащегося сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения, благодарственные письма за победы и участие в конкурсах, соревнованиях как в школе, так и вне стен школы.
РАЗДЕЛ IV «Личный рост. Отзывы и рекомендации» включает в себя следующие документы: анкеты, тесты; отзывы руководителей проектов, творческих групп о деятельности учащегося.
Следует отметить, что портфолио является не только современной эффективной формой оценивания деятельности и личностного роста учащихся. Но и помогает решать важнейшую педагогическую задачу: формировать умение учиться, ставить перед собой цели, планировать и организовывать собственную деятельность.
Исходя из всего вышеизложенного, советую не медлить-подумайте о завтрашнем дне уже сегодня!
С уважением Юлия Андреевна